Движение мысли Юрия Тхагазитова

Доктор филологических наук, один из самых ревностных исследователей национальной литературы Юрий Тхагазитов выпустил книгу «Кабардинская литературная классика в социокультурном диалоге». Работа вышла под грифом Института гуманитарных исследований – филиала ФГБ научного учреждения «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук».
Примечательным является то, что труд Юрия Мухамедовича предварён тёплой статьёй известного литературоведа и критика, заведующего отделом литератур народов РФ и СНГ Института мировой литературы РАН, доктора филологических наук профессора Казбека Султанова. Свою статью «Мысль в движении» автор приурочил к 70-летию нашего учёного, в которой он пишет: «Своё отношение к Юрию Тхагазитову я не могу назвать иначе как дружеским и даже братским. Более того, опыт общения с ним и его трудами позволяет мне настаивать на том, что мы единомышленники.
Тексты Ю. Тхагазитова – прекрасный повод констатировать успешный профессиональный рост нашего северокавказского литературоведения. Он заявил о себе как тонкий интерпретатор адыгской культурной идентичности в её органической соединённости с развитием литературы. И стоит добавить, как ответственно мыслящий гуманитарий, который говорил о родной кабардинской литературе на языке взвешенного литературоведческого анализа, одинаково чуткого и к историко-культурной ментальности, и к оттенкам художественного смысла».
Надо заметить, что именно Юрий Тхагазитов – один из дотошных, вдумчивых исследователей, один из тех, кто исторически достоверно умеет соотносить взаимозависимость адыгского менталитета с его эстетико-духовными обретениями. Здесь ощущается прямая зависимость, адекватно подтверждающая сентенцию «он пишет, как дышит».
Творцы устно-поэтического богатства адыгов и последующие поколения теперь уже современных мастеров той же кабардинской литературы силой своего дыхания, биением сердца сумели выстроить архитектуру художественного слова, узнаваемую без «толмача».
Художественный облик кабардинской литературы, по Ю. Тхагазитову, «написан» такими её корифеями, как Бекмурза Пачев, Али Шогенцуков, Алим Кешоков, Аскербий Шортанов, Хачим Теунов, Ахмедхан Налоев, Адам Шогенцуков, и новыми идущими вслед за первым поколением творцами, на которых и сфокусировал взгляд автор исследования.
Именно он, один из самых академически образованных исследователей родного художественного слова, предлагая научной общественности свой труд «Кабардинская литературная классика в социокультурном диалоге», развивает горизонты диалога, являющегося перекличкой со временем.
Любая эволюционирующая стихия, в том числе и художественное слово, должна стремиться к гармонической завершённости. Впрочем, завершённость не исключает продолжения развития. И в то же время гармония завершённости исключает стагнацию процесса.
Если уйти от философствования, труд Юрия Мухамедовича как раз-таки и «вырастает» из естества историко-духовного, эстетико-интеллектуального процесса, достойного его народа и созданной им литературы.
Нельзя не вспомнить здесь монографию Ю. Тхагазитова «Эволюция художественного сознания адыгов», которая, предварив вышеуказанное исследование, обозначила парадигму культурного взросления, художественную кристаллизацию национальной литературы.
Ю. Тхагазитов из тех учёных, которые никогда не стремились делать авторитет шараханьем от одного вида деятельности к другому или от одного жанра к иному. Сосредоточенность на литературоведческой деятельности (если не считать его работы в ранге министра культуры КБР и советника Главы республики), вся жизнь его – это бескомпромиссная погружённость в тему, неустанный исследовательский труд. Здесь у него безупречная репутация. И нельзя не прислушаться к выдвигаемой им концепции, касающейся историко-эстетического, культурологического анализа кабардинской литературы. Только трудом, а не пиар-кампанией он доказал свою состоятельность на избранном им поприще как известный северокавказский, российский учёный, историк литературы и литературовед, абсолютно самостоятельный в суждениях.
Три самостоятельные главы труда, в контексте которых мы дерзнули высказать об учёном и своё мнение, надеемся, расширят содержательную сторону исследования. «Методологические ориентиры изучения социокультурного единства Северного Кавказа», «Специфика этнокультурного сознания и истории социальной ментальности», «Модернизационный ресурс этнического сознания в условиях культурной универсализации» и плюс «Заключение» даны в контексте научного аппарата, который предаёт любому исследованию весомый смысл и авторитет.
К своей работе Ю. Тхагазитов привлёк обширный авторский материал, представляющий его вдумчивую работу над библиографией. Отметим, что Тхагазитов логично и продуктивно полемизирует, к примеру, с таким псевдоучёным, как Епифанцев, с экспансией его «суррогатных и сомнительных ответвлений на фоне отсутствия академической истории народов КБР».
Ж. Казаноко, Ш. Ногмов, С. Казы-Гирей и Хан-Гирей, С. Бейтуганов – это те, на трудах которых останавливает пристальное внимание Ю. Тхагазитов. В основе всего – общий взгляд на кабардинскую литературу в разрезе суждений о её персоналиях, современниках Али Шогенцукове, Э. Мальбахове, З. Тхагазитове и др.
Проза и поэзия в её современном развитии представлены Ю. Тхагазитовым также основательно, определяя «диалектику соотношения национальных и общечеловеческих ценностей, пересечений различных форм общественного сознания (этико-эстетического, исторического, социально-политического, экономического) … в рамках традиционной культуры».
Работа Ю. Тхагазитова «Кабардинская литературная классика в социокультурном диалоге», безусловно, с практической и теоретической точки зрения – ещё одна победа учёного, вклад в историю северокавказской и национальной литературы и литературоведения.

Светлана МОТТАЕВА

Источник: http://kbpravda.ru/node/17912