Возвращаясь к карачаево-балкарскому эпосу

Под эгидой Кабардино-Балкарского научного центра РАН доктор филологических наук, заведующий отделом фольклора Института гуманитарных исследований Хамид Малкондуев выпустил монографию «Карачаево-балкарский эпос. Теория. Историзм. Самобытность».
К достоинствам работы относится рассмотрение слабо изученных аспектов истории карачаево-балкарского эпоса «Нарты» вкупе с вопросами национально-генетических истоков, историзма и самобытности данной национальной версии нартского эпоса. Автор в качестве доказательной базы привлекает оригинальные тексты, опираясь на тюркские рунические памятники VI-IХ веков и северокавказские тексты из богатырского эпоса.
Х. Малкондуев особое внимание при этом уделяет скрупулёзному анализу научно-теоретической литературы по карачаево-балкарскому нартоведению. Им привлечён обширный материал, имеющий практическое значение для исследователей, ибо наука нартоведения – развивающаяся отрасль. И она может черпать и черпать материалы для исследования из богатейшей сокровищницы устно-поэтического творчества карачаевцев и балкарцев, уходящего корнями в глубины веков.
Свою монографию Хамид Хашимович открывает развёрнутым введением, включая в него солидный дискурс по изучению в рамках современного кавказоведения с этноидентифицирующей функцией эпоса «Нарты», остающейся «одной из сложных и актуальных проблем в науке». Ибо по мысли одного из ведущих нартоведов, доктора филологических наук Адама Гутова, «сложность эта происходит не только по причине многообразия сюжетов и персонажей, но также из-за неоднородности происхождения центральных сюжетообразующих мотивов, характера взаимоотношений между миром эпических представлений и действительностью, различий отражённых в нём мировоззренческих принципов, идейно-тематической неодноплановости и многого другого» – важная трактовка подхода к теме нартиады.
В то же время, уже по мысли Х. Малкондуева, «в ХХ веке произведён значительный сдвиг в исследовании разных национальных версий нартиады. Здесь следует особо выделить работы осетинских, абхазских и адыгских учёных. Темпы набирают в этом вопросе чеченские и ингушские учёные». Тем ценнее смотрится работа Х. Малкондуева, дающая нам право констатировать, что балкарское нартоведение сделало солидный шаг вперёд в исследовании темы. Учёный отдаёт должное и работам предыдущих нартоведов, а также современных молодых исследователей. Плеяда начинается с имён С. Шахмурзаева, А. Холаева, А. Бозиева, А. Соттаева, С. Отарова, А. Ульбашева, продолжена именами А. Теппеева, Т. Хаджиевой, Р. Отаровой, А. Рахаева, Т. Биттировой, М. Джуртубаева, Л. Гергоковой, Ф. Этезовой.
Разумеется, сбор фольклора и его научная систематизация не могли состояться без информаторов, носителей полевого материала, имена которых также приводятся в работе.
Нет сомнений в том, что полностью содержание монографии даст хороший толчок и стимул не только для пополнения знаний по теме нартиады, но и дальнейшего её развития, памятуя о том, что пласт народного словотворчества настолько значим и богат, что исследование его всегда будет ждать новых пытливых учёных.
В научной работе Х. Малкондуева можно познакомиться с главами: Карачаево-балкарское нартоведение; обзорно-аналитическая хроника; Историзм и генетические истоки и традиции карачаево-балкарского нартского эпоса; К вопросу древнего этнического ядра кавказского народного эпоса «Нарты», Генетическая общность и типология сюжетов карачаево-балкарского героического эпоса в системе кавказской нартиады; Общие исходные черты карачаево-балкарского эпоса «Нарты» и древнетюркских эпических памятников; Особенности тюрко-монгольских архаических мотивов в карачаево-балкарском нартском эпосе (на примере эпоса калмыков «Джангар»); самобытность карачаево-балкарского эпоса в системе кавказской нартиады; Художественное пространство и время в карачаево-балкарском нартском эпосе.
В приложении автор даёт материалы, напрямую относящиеся к теме монографии: А. Рахаев «О музыке нартского эпоса Балкарии и Карачая»; Болат-Хымыч и Ануар хан; карта-схема перемещения древних индоевропейских диалектов.
Монография Х. Малкондуева – ещё один серьёзный вклад в изучение карачаево-балкарского эпоса.

Светлана Моттаева

Источник: http://www.kbpravda.ru/node/16920