День доброго человека

8 июня в России отмечают День социального работника. О социальной службе редко вспоминают, если в жизни все в порядке. Но есть те, у кого судьба трудная: инвалидность, старость, одиночество… Облегчить их долю берутся скромные, бесконечно добрые люди – социальные работники. 
Сегодня «Молодежка» рассказывает о сотрудниках Центра социального обслуживания Нальчика и их подопечных. 

 «НЕ БРОСАЙ МЕНЯ!»
«Танечка не соцработник, она – моя семья!» - говорит Мария Георгиевна. Бабушке Марии за 80, она инвалид второй группы. Живет одна, если не считать любимицу-кошку. Супруг скончался много лет назад, а сын уехал. Предлагал переехать к себе, но Мария Георгиевна не хочет обременять молодую семью: «Пусть живут спокойно, зачем им эти заботы? А здесь я прожила счастливую жизнь, и за мужем уйду из этого дома». 
Причудливо порою рифмуется судьба человека: о том, как спасает жизнь социальный работник, Мария Новикова узнала еще в детстве. Она «дитя войны». И как многие дети той страшной поры, попала в детский дом. «Мы хорошо там зажили, - вспоминает Мария Георгиевна. – Детский дом в Архызе – это сказка». Мария Георгиевна часто вспоминает один эпизод: директор детдома переносит спасенных ребятишек через горную речку. «А у него руки как у моего папы, который ушел на фронт. И мне показалось, что это мой папа и есть. Вцепилась в него: «Папочка, не бросай меня!» Не бросил. И, спустя полстолетия, при встрече смеялся: «Помнишь, как ты меня не отпускала?» Мария Георгиевна все помнит и бесконечно благодарит. 
Дальше – взрослая жизнь: замужество, переезд в Нальчик, все как у всех. А потом мужа не стало, и Мария Георгиевна осталась одна в пустой квартире… Навалились болезни от горя. «Как-то сижу на лавочке у подъезда, понурая, подавленная… И тут ко мне подсел сосед: «Маша, ты чего?» Так и так, разоткровенничалась. А он мне: «Я тебе сейчас дам один номер, позвони им. Там такие замечательные люди! Я давно с ними, позвони, не пожалеешь!» Позвонила. Так в жизни Марии Георгиевны появилась Танечка – социальный работник Центра социального обслуживания населения.
Шестой год они вместе. «Я считаю часы, когда моя Танечка придет!» - говорит Мария Георгиевна. – Она такая хорошая! Не надо даже говорить, что мне нужно, она сама все видит! Вот, радиатор мне покрасила. Просто заметила, что надо обновить, сама все купила, сделала. И за кошкой моей тоже смотрит! Мне так тепло с ней. Я когда ее увидела в первый раз – то же чувство испытала, как тогда в детстве, когда меня через речку переносил мой «папа» из детдома. Танечка, ты только не бросай меня! Не бросишь? Я ведь ожила с ней, стихи даже писать стала. Не бросай».
Не бросит. Ни за что не бросит, Мария Георгиевна! 

ТАНЕЧКА
Татьяна Лёвина помогает одиноким и обездоленным почти 30 лет. Пожилые и инвалиды, капризные и ласковые – для всех найдется местечко в ее сердце. Да, это работа, где нужно работать прежде всего сердцем. Шутка ли – каждый день видеть столько боли людской, и не закаменеть, не сорваться, оставаясь для своих подопечных любимой Танечкой. «Мама много работала, и меня воспитывали дедушка с бабушкой, - говорит Татьяна Лёвина. – Наверное, поэтому у меня столько благодарности и нежности к старшим: хочется как-то отплатить им за ту доброту, которую я видела от своих». 
У Татьяны четкое расписание: с 9 утра надо обойти всех по списку на своем участке. Сегодня 5 человек. На каждого – полтора-два часа. Плюс дорога, аптека, магазин… И наспех здесь работать нельзя: люди ранимые, вся их жизнь зависит от соцработника. «Кому-то надо по пути захватить лекарства или продукты, дома обязательно прибраться, приготовить. Некоторым нужно помочь добраться до ванной, чтобы помылись. Организуем нуждающимся подопечным ходунки, коляски». А еще просто посидеть рядом, выслушать. Старикам ведь особо и поговорить не с кем … Про больные колени и последние новости, про духовные озарения или просто посплетничать… Всех нужно и поддержать, и успокоить, и приободрить. Словом, дать почувствовать самое главное: ты не одинок в этом мире. 
Своего первого подопечного Татьяна Лёвина до сих пор помнит: «Она раньше работала контролером в автобусе. Грозой линии была: «зайцев» отлавливала только так! Все ее знали. Однажды я ехала в автобусе, к ней как раз. Произошло недоразумение: меня приняли за «зайца», не признав удостоверение соцработника. Неприятно... Приезжаю не в настроении. Рассказала ей, конечно, что произошло. Так она сразу схватила телефон: «Я им сейчас устрою! Моего соцработника обидели!» Передо мной потом извинились. Так приятно было, что меня защитили. Вот какие бывают у нас подопечные!»
А еще они читают стихи собственного сочинения, показывают свои поделки, верующие – молятся, просят долгих лет жизни и здоровья для любимой Танечки… Но не будем задерживаться, много дел еще у Татьяны. Поедем дальше. 

«МЫ ИХ ГЛАЗА, ИХ НОГИ И РУКИ»
Во дворе нас ждет белая «семерка». За рулем Рустам, он социальный работник отделения социально-бытового обслуживания. «Теперь едем на Ленина». По пути беседуем с заведующими отделениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ОСО ГПВИ) Залиной Хачетловой и Жансурат Чочуевой. «Мы регулярно выезжаем к нашим подопечным, - говорит Жансурат. – Когда нужно подписать договор, познакомить с соцработником, просто справиться, как у них дела, как работают наши сотрудники. Держим руку на пульсе». И это вовсе не «строгая инспекция», скорее, такие же родные люди. «Мы регулярно устраиваем встречи, организуем праздники к памятным датам. Регулярно проводим выставки в наших музеях, и самые обыкновенные пикники. В общем, держимся вместе, ведь мы их глаза, их ноги и руки». 
Подопечные Центра не только пожилые, хотя их, конечно, подавляющее большинство. Здесь много отделений: срочной социальной помощи, социально-бытового обслуживания, социально-реабилитационное. А еще есть круглосуточное отделение, которое занимается приемом заявок по видеосвязи от людей с нарушениями слуха. Есть и социальное такси – микроавтобус с подъемником. На нем маломобильным гражданам можно добраться до поликлиник, МФЦ, других учреждений. Можно организовать и экскурсию, выехать в горы. Ведь это так важно для тех, кто подолгу заперт в четырех стенах. «Мы и онлайн-встречи организуем для своих подопечных, - говорит Залина. – У них там свой клуб по интересам образовался, они встречаются онлайн, беседуют. Во время пандемии это было особенно актуально». 
А вот для соцработников «дистанционка» невозможна. Надевали маски, запасались антисептиками и шли по квартирам, как прежде. Нет у соцработников и выходных во время зимних каникул. Если взяли на учет человека, значит, взяли на себя и ответственность за него. Оказали услугу – потом обязательно нужно созвониться еще раз, справиться, все ли в порядке. Не раз такие звонки спасали жизни!
Социальная служба снабжает самых уязвимых подопечных специальными «кнопками жизни»: устройство, закрепляющееся на запястье или в виде кулона на шее, на котором есть кнопка вызова. Это очень нужная вещь: в случае острой необходимости человек просто нажимает на кнопку, и к нему сразу поспешит помощь. «Там установлена симка с вызовом пяти номеров, - говорит Залина. – Одним нажатием кнопки автоматически рассылается смс с текстом HELP ME на все номера. Если быстрого отклика нет, то идет уже звонок. Мы рекомендовали бы купить такие устройства всем, у кого пожилые родители живут одни. Не всегда ведь телефон может оказаться под рукой, а «кнопка жизни» всегда рядом». 
Будни соцработника – это зачастую еще и физически тяжелый труд: помочь грузному человеку обслужить себя, например, задача непростая. Но мужчин на службе пока очень мало. Непривычно браться за такие дела парням: взвалить на себя чужой быт… А в этой работе лишних рук не бывает. Здорово помогают волонтеры, но профессиональным соцработником стать может не каждый. Претенденты порою «отсеиваются»: нужно успешно пройти собеседование с сотрудниками Центра, тестирование с психологом, потом проверить себя на практике, и не все проходят это испытание. «Человек пока своими глазами не увидит, что это за работа – не до конца осознает, на что идет, - говорит Залина. – Бывало, весь энтузиазм кандидата сходил на нет в первый же день практики: «Ох, как это, оказывается, тяжело… Нет, я не смогу…» Поэтому мы и отбираем так тщательно. У нас работают проверенные люди». Немощь ведь бывает неприглядна… И ни брезгливости, ни вспыльчивости, ни склонности к депрессии здесь не место. Разумеется, психологическая разгрузка для соцработников необходима, поэтому с сотрудниками регулярно проводятся психологические тренинги. Нужно всегда быть в форме, приходить с улыбкой, дарить тепло и радость. 
«Жаль, что, о нас мало кто знает, - сетуют девушки - Хотелось бы, чтобы люди не оставались один на один со своей бедой. Мы обязательно поможем, мы ведь для этого и существуем». 

ЕЩЕ ОДНА БЛАГОРОДНАЯ ПРОФЕССИЯ
Приехали. Здесь живут подопечные Раметы Шадуевой. Рамета новенькая: всего 7 месяцев на службе. И ее подопечные – пожилые супруги – тоже 7 месяцев назад впервые обратились в Центр социального обслуживания населения. Вот так: первый опыт для обеих сторон. Но, похоже, все у них сложилось хорошо!
Нас ждала серьезная пожилая леди (назвать ее как-то иначе даже не получается). Зная о скором визите гостей, она заранее встала на свои ходунки и перебралась в гостиную: «Не хотела заставлять ждать себя, а хожу я очень медленно». Тамара Хазраиловна в прошлом диктор местного телевидения и радио, и даже какое-то время она была нашей коллегой: работала в газете «Советская молодежь». Дом дышит уютом, а под ее чуть лукавым, но строгим взглядом невольно хочется как-то подобраться, сидеть прямо, как на светском приеме. 
Тамара Хазраиловна рассказывает о своей жизни – долгой, интересной. «Но об этом писать ни к чему, вы лучше расскажите, как я восхищена этой службой! – говорит она. – Мне даже не верится, что можно столько прекрасных людей собрать в одном месте. Наверняка это заслуга их директора – Заура Мачраиловича Бетуганова. Подобрать такие кадры, суметь всех организовать!..»
Поначалу Тамара Хазраиловна сомневалась, обращаться ли в Центр социального обслуживания населения... Непривычно как-то, чтобы чужой человек был в доме. Но дети разлетелись по миру, а бросать родной дом не хочется, и уж тем более – привязывать к себе кого-то из родных. Потому и решили с супругом попробовать обратиться к помощи соцработника. «Ни разу не пожалела! - говорит Тамара Хазраиловна. Теперь мои дети даже немножко ревнуют к Раметочке – так я ее нахваливаю, так ей радуюсь и дни считаю до следующей встречи!» 
Рамета Шадуева не сразу занялась соцработой, ее профессиональная деятельность начиналась с должности помощника судьи. Но по ряду причин пришлось оставить это, тогда Рамета попробовала устроиться в Центр социального обслуживания населения. «Когда-то и нас это ждет, потому к работе этой у меня особое отношение, - говорит она. – Ни разу не усомнилась, что я сделала правильный выбор». Скромная женщина – мы с трудом добились разрешения озвучить ее фамилию: «Зачем это? Просто Рамета – разве не достаточно?» Наверняка для ее подопечных достаточно. Уже видно, что она стала действительно родной в этом доме. Было такое ощущение, что она не соцработник, а, например, любимая невестка, не первый год живущая в этом доме. 
«Она действительно стала нам родной, - говорит Тамара Хазраиловна. – И вообще, я бы хотела сказать одну важную вещь. Вот есть две благородные профессии: учителя и врачи. Но я считаю, что есть еще одна благородная профессия: это соцработники. То, что делают они, мало с чем сравнится. Я хочу поздравить директора и весь коллектив Центра с Днем социального работника и передаю им свои добрейшие пожелания!»
А теперь пора прощаться. Снова садимся в белую «семерку», возвращаемся на Хуранова, 1, в Центр социального обслуживания населения. От увиденного и услышанного переполняют разнообразные чувства: восхищение, боль, нежность. И тут мы случайно узнаем, что Залина и Жансурат пожертвовали своим обеденным перерывом для нас… Да еще на прощание одарили шоколадками и искренними улыбками. А замдиректора Хайшат Мурзаканова лично справилась, как все у нас прошло. С профессиональным праздником вас, добрые люди!

СИ "Советская молодежь"

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

Казбек Коков поздравил жителей республики с праздником Пасхи

Глава КБР Казбек Коков поздравил православных христиан Кабардино-Балкарии со светлым Христовым Воскресением, сообщает пресс-служба Главы и Правительства КБР.

«Сердечно поздравляю православных христиан Кабардино-Балкарии со светлым Христовым Воскресением!

Праздник Пасхи дарит верующим чувство обновления и радости, надежды и веры в лучшее, вдохновляет на добрые дела, помыслы и поступки.

Просмотров: 5

Еще одно «золото» из Подмосковья

Три медали завоевали спортсмены Кабардино-Балкарии на Чемпионате России по вольной борьбе, - сообщает в воскресенье корреспондент РИА КБР.

Просмотров: 7

ЦУР Кабардино-Балкарии подвел итоги работы за неделю

С 27 апреля по 3 мая Центр управления регионом Кабардино-Балкарии обработал более 380 обращений, поступивших в систему «Инцидент Менеджмент».

Просмотров: 7

В Нальчике встретили первый авиарейс из Татарстана

Сегодня в столицу Кабардино-Балкарию прибыли первые пассажиры прямого авиарейса «Казань - Нальчик», - сообщает в субботу корреспондент РИА КБР.

Просмотров: 14

Казбек Коков и Сергей Кравцов посетили школу в Сармаково

Глава КБР Казбек Коков и министр просвещения РФ Сергей Кравцов, который приехал в Кабардино-Балкарию с рабочим визитом, посетили сегодня одно из старейших образовательных учреждений республики - школу №1 в селении Сармаково, где обучаются больше 250 детей.

Просмотров: 11