Поэзии храня огонь священный…

6 января исполнилось 80 лет народному поэту Кабардино-Балкарии Борису Кагермазову, человеку, чья жизнь и творчество сегодня, невзирая на наш меркантильный век, по-прежнему вызывают общественный интерес, воспринимаясь как одна из самых заметных страниц национальной литературы. Личность Кагермазова ассоциируется с поэтами и поэзией 60-х годов минувшего века. Он стоит рядом с именами романтиков советской поэзии – Р. Рождественским и Инной Кашежевой, которая посвятила Борису Кагермазову один из лучших лирических адресов.
Поэт Борис Кагермазов, кстати, совсем недавно облечённый званием народного, по праву считается одним из поэтов, окрылённых новыми идеями молодёжной волны. И в свои 80 он по-прежнему остаётся верным идеалам добра и любви к своей земле, воспринимаясь как ровесник века и ровесник молодых современников, надежда и опора кабардинского художественного слова.
В статье о Борисе Кагермазове, опубликованной в моём сборнике «Под сенью муз», я попыталась дать штриховой набросок портрета поэта, творчество которого мне всегда было близко по духу и умонастроениям. Радует то, что поэтическое слово Бориса и сегодня продолжает оставаться, по его же выражению, «держателем души». Не могу отказать себе в удовольствии подписаться под этим кредо.
Борис Кагермазов – заслуженный работник культуры КБР – поэт, прозаик, переводчик, автор более 20 книг, журналист, член Союза писателей и Союза журналистов России, лауреат премии комсомола КБАССР. Первая книга «Здравствуйте» вышла в 1962 году, а в 2003 году увидел свет сборник «Носитель огня».
Несмотря на зрелый возраст, Борис Кагермазов молод душой, и это позволяет ему продолжать писать стихи, говорящие о восторженном, свежем восприятии доброго и красивого в нашей жизни, о неприятии зла и насилия, которые, к сожалению, в ней ещё бытуют. Произведения Бориса об этом и о многом, что волнует, возвышает, а порой и заставляет сжиматься сердце поэта. Надеемся, что душа стихотворца останется такой же крылатой, какой была до сих пор. Красота, высокое слово нужны жизни, как и жизнь нужна, чтобы была в ней красота.
Доминантой поэзии Бориса Кагермазова всегда было личностное начало, что предполагает неравнодушное отношение к людям и жизни. Поэтому нет в ней ни одного явления, которого поэт сердцем не хотел бы коснуться. Его сердце вмещает в себя подлунный мир, заключённый для него в лескенском крае – музе его творчества. Он влюблён в землю, животворную и щедрую, где корни его рода и заповедные тени близких.
Вдохновение, окрылённость, безоглядная приверженность идеалам – одна из ведущих черт творчества Кагермазова. Борис не догматик, он ваяет время, под его пером оно «не слепок, не бездушный лик», а живая, развивающаяся категория. Сквозь поэтические строки Кагермазова зримо является просветлённый образ родины, милой сердцу адыгской земли. И это в гармонической канве оригинальной кагермазовской поэтики, привлекающей накалом гражданственности и нежного лиризма. Кажущаяся несовместность по-разному материализованных явлений, как гражданственность и лиризм, под пером Кагермазова становится неким эстетическим сплавом, одухотворённым порывами его чувств. Мастерство Кагермазова доказано сутью и содержанием его творческих усилий. А он мастер не только малых форм поэзии, но и эпических полотен. Почти все его сборники венчают поэмы. Заметными явлениями стали в этом ряду «Эхо войны», «Горе и гнев», «Чёрная луна», «Доброта» и т. д.
«Дважды жить – наверное, это много», – философствует поэт о бытие, он сердцем готов объять чёрно-белый мир, пребывающий в диалектике антагонизма, порой не оставляющий личности выбора. Повеление его фатально (это поэт осознаёт сполна), но и понимая это, волей он готов противостоять стихии бытия: «Я не робел,/ Шёл среди ночи к свету». Это голос души стихотворца, ведь он пишет, как дышит.
Ни один художник не мог создавать свои произведения на пустом месте. В данном случае мы имеем в виду литературную школу, которую прошёл и Кагермазов. Она заключалась не только в освоении им моделей фольклора, но и поэзии предшественников, в особенности поэзии Али Шогенцукова и Алима Кешокова. А ещё классическая литература, постижение русского языка, русской и мировой культуры. С этой точки зрения Борис Кагермазов более эстетизированный стилист, за плечами которого академическая школа. И как же полон он сыновних чувств к предшественникам: «Поэзии храня огонь священный,/ Всю жизнь ведущим всадником ты был», – обращается он к Алиму Кешокову, к тому, «кто верен орлиным законам / нерушимым законам высот!».
Закон высоты – приметная черта поэтического почерка Кагермазова. Он романтичен, строки его отличает приподнятость тона, что говорит о молодости души, трепетно откликающейся на зов жизни.
В переводе с родного языка поэта – кабардинского, слово – «держатель души». Думается, поэзия Бориса Кагермазова способна стать держателем наших душ, а для этого нужно только одно – читать его книги.

Светлана МОТТАЕВА, "Кабардино-Балкарская правда" от 20 января 2015 года
http://kbpravda.ru/node/3805