Услышав звуки дальней скрипки

На канале ВТК «Кабардино-Балкария» прошла премьера документального фильма «Скрипач» о первом балкарском музыканте князе Солтанбеке Абаеве. Его автор – известный журналист Владислав Коломийцев.
По словам Владислава, тема истории нашей республики всегда его привлекала. Личности таких людей, как Солтанбек Абаев, тем более.
Фильм «Скрипач» сделан рукой профессионала: выпускника института кинематографии, ученика выдающихся советских, русских режиссёров художественного и документального кино.
В фильме привлекает то, что личность Солтанбека в логике развития – от пробуждённого в раннем детстве интереса к необычному в горском бытии инструменту – скрипке и материалах, обнаруженных автором в результате журналистского поиска. Весь видеоряд: балкарский пейзаж, селение Кюннюм с отцовской башней, документальный пласт, вкраплённый в контекст ленты, – всё на фоне скрипичной музыки. Весомым подспорьем для автора стала книга Сафарьяна о Солтанбеке Абаеве. Написанная с любовью и огромным интересом к своему герою, издание на сегодняшний день остаётся наиболее полным, если не считать немалого числа газетных публикаций, материалов радио и телевидения, интернета.
Фильм Владислава Коломийцева – первый кинематографический кирпичик, положенный в продолжающееся строительство литературного «мавзолея» гордости нашей музыкальной истории Солтанбека Абаева.
Привлечение к серии пока ещё не появлявшихся в обороте архивных документов делает честь их автору, заслуживающему, конечно же, нашу признательность. Хотя плановая установка метража не позволила ему представить круг современников, исторических лиц (Ханифа Абаева и др.), окружавших Солтанбека Абаева с детства и до исполненной трагизма кончины. Социальный фон, галерею персонажей пришлось сузить, сожалеет Владислав.
Известно, Солтанбек родился в обедневшей семье князя (таубия) Асланбека. Тем не менее сын офицера царской армии и сам получил возможность продолжить военную службу, однако однажды пронзившая его сердце музыка скрипки повлияла на выбор горячо любимой профессии скрипача.
Об этом, пусть штрихово, но конкретно и поэтапно рассказывает фильм.
Для этого Коломийцев использовал архивные материалы Владикавказа, бывшего в то время культурным центром Северного Кавказа на Юге России. Стоящий на пути в Грузию, город привлекал к себе многих интересных людей эпохи. В их числе грузины, осетины, представители других народов.
Несмотря на то, что киногруппе не удалось побывать в Ставрополе и Петербурге, автор фильма сполна использовал весь спектр найденного, извлечённого из ряда электронных, печатных источников. Известно, из крупиц можно сложить мозаику. Такая мозаика – с добротной сюжетной линией сложилась в фильме «Скрипач», который пока увидели только зрители канала.
Кинолента заставляет поверить в то, что понятие счастливая случайность существует. Кто бы мог подумать, что из маленького княжича, в отцовском доме услышавшего игру на скрипке одного из русских офицеров – друзей отца, вырастет музыкант, профессионал, обучавшийся в консерватории Санкт-Петербурга, концертная деятельность которого впоследствии вдохновит с восторгом принять его талант. С восторгом отзываться о нём таким выдающимся музыкантам того времени, как Генрих Венявский, и всей северо-кавказской прессе того времени.
Владиславу Коломийцеву и самому не чужда музыка. Он играет на разных инструментах, музицирует в свободное время. Любит наш город Нальчик, где родился. Где родился, там и пригодился, говорит народ. Русский и кабардино-балкарский фольклор – в целом история культуры России и Северного Кавказанередко становятся предметом пристального внимания автора «Скрипача». Превосходная черта не оставаться равнодушным в бушующем океане жизни.
Фильм В. Коломийцева очень значимый штрих в нашу с вами общую картину музыки.

Светлана МОТТАЕВА

Газета «Кабардино-Балкарская правда»
http://kbpravda.ru/node/21953