КРИТИКА КАК ИСКУССТВО

В нальчикском издательстве «Печатный двор» с разницей в два года вышли монографии литературоведа и критика Инны КАЖАРОВОЙ «Кабардинская поэзия ХХ века: актуализация идеала» (2014) и «Модусы художественности» (2016), которая представляет собой сборник научных статей автора об адыгской литературе.
Инна Кажарова – кандидат филологических наук, научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. Ее литературоведческий взгляд совмещает в себе субъективность носителя адыгской этнической ментальности с объективностью ученого: о первом в большей степени свидетельствует выбор объекта исследования – адыгская поэзия и проза, о втором стоит сказать более подробно и углубленно.
Следуя логике, необходимо начать с первой книги – «Кабардинская поэзия ХХ века: актуализация идеала», которая была подготовлена в рамках фундаментальных исследований РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (направление «Механизмы преемственности в развитии литературы»). В исследовании И. Кажарова выявляет доминантные этико-эстетические представления в эволюции кабардинской поэзии прошлого века. Что есть идеал? Как он формируется и в чем выражается? Автор делает попытку ответить на вопросы, требующие привлечения междисциплинарного научного подхода, поскольку только методами одного литературоведения их не решить. Особенности концептуализации идеала в контексте становления письменной адыгской культуры требуют не только привлечения принципов и данных таких прикладных наук, как история, но и культурологии, этнопсихологии, философии. Также актуальными здесь являются принципы и методы лингвистики не только потому, что материальным воплощением для литературы становится язык, но и потому, что именно он является накопителем информации, который может предоставить доступ к дешифровке мировоззренческих установок и концептов.
Важность этноцентрического видения предмета исследования – идеала подчеркивается И. Кажаровой во введении: «В основе этой книги лежит мысль о том, что устремленность к идеалу, характеризующая все человечество, может обретать в его глазах какую-либо ценность благодаря лишь своей способности реализовываться в национальных интерпретациях». Поскольку культура и искусство являются яркими выразителями ментальности народа, исследование идеала в рамках определенной национальной литературной традиции может дать ответы на многие глобальные вопросы.
Монография Инны Кажаровой строго структурирована, эта структура полностью соответствует логике исследования – от общего к частному. Первая глава - «Идеалы в контексте становления письменной культуры адыгов» рассматривает затрагиваемые в контексте исследования вопросы второй половины XIX века, когда определенные исторические коллизии повлияли на зарождение адыгской письменности. В первом параграфе - «Теоретическое предварение» анализируются лексические единицы кабардинского языка, через которые концептуализируется понятие «идеал» в сознании носителей языка: щапхъэ («пример, образец (для подражания)», хъуэпсапIэ («предмет мечты»), нэс («настоящий, превосходный»), нэгъэса («совершенный, безупречный»). Это и есть один из примеров использования лингвистических методов для решения поставленных в исследовании задач.
Помимо этого, в монографии еще четыре главы: «Оппозиция «душа/тело» в аксиологической парадигме поэтического мышления ХХ века», «Костюмный облик» как способ конкретизации идеала», «Противоречивость общественного идеала и эстетическая рефлексия», «Идеал поэтического бессмертия в свете адыгской ментальности». Каждая представляет собой интересный сплав идей, анализа, трактовок и интерпретаций. Книга будет интересна не только филологам, занимающимся вопросами истории адыгской литературы, но и культурологам, этнологам, антрополагам, а также всем, кто интересуется вопросами национальной поэзии
Вторая монография - «Модусы художественности» - сборник научных статей, в которых рассматриваются различные вопросы кабардинской литературы, анализируются проза и поэзия. Хронологические рамки довольно широки – с начала прошлого века до настоящего времени. Как сказано в аннотации, это книга «о многообразии этико-эстетических доминант, определяющих выбор героя и моделируемого вокруг него пространства, осуществляемых героем задач и установок читательского восприятия, что вкупе формирует представление об эстетической модальности текста».
Важно отметить, что широта временного охвата исследовательского материала позволяет автору представить многогранный образ кабардинской литературы: диапазон авторов и направлений позволяет представить и диахронический (ретроспективный) взгляд на развитие литературы, и синхронический (современный) анализ движения литературного процесса. Бекмурза ПАЧЕВ, Али ШОГЕНЦУКОВ, Алим КЕШОКОВ, Ахмедхан НАЛОЕВ, Саадула КАНУКОВ, Абдула КУМЫШЕВ, Муаед ПХЕШХОВ, Анатолий МУКОЖЕВ, Джамбулат КОШУБАЕВ, Заур КАНКУЛОВ, Бэлла АБРОКОВА – авторы, творчество которых попало в исследовательский объектив Инны Кажаровой. Отмечая своеобразие этого исследования, следует отметить один немаловажный факт: впервые научный интерес адыгского литературоведения обращен к произведениям таких авторов, как Саадула КАНУКОВ, Абдула Кумышев и Бэлла АБРОКОВА. Мы видим, что это писатели и поэты совершенно разных поколений и литературных направлений, что придает весомость и глубину совокупности статей. Каждая является самостоятельным исследованием определенного вопроса, но, объединенные в монографию, они образуют идейно-смысловое единство.
Отдельно хочется сказать о том, что И. Кажарова уделяет пристальное внимание проблемам художественного перевода. Вопрос, насколько адекватным может быть перевод по отношению к оригиналу, продолжает оставаться актуальным для литератур всего мира? Какова вероятность его смыслового соответствия? Для кабардино-черкесской литературы, как и вообще для литератур малочисленных народов, этот вопрос стоит не просто актуально, но и остро. Поскольку перевод является неотъемлемым условием интеграции авторов, пишущих на кабардинском языке, в российский и мировой литературный процесс, а без интеграции прогресс весьма сомнителен. Как говорится в описании книги, «особенно зримо художественная модальность проявляется в сопоставлении ценностной иерархии оригинала и перевода, во взаимодействии художественного текста и насаждаемой извне идеологии, через логику развертывания поэтических формул, лейтмотивов и лейтмотивных образов».
История литературы и литературная критика как неотъемлемые части литературоведения по сути являются рефлексией искусства, это то, что искусство думает о себе. Без них не может сложиться поступательный и самобытный литературный процесс. Монографии Инны Кажаровой – литературоведческие исследования, которые являются важной частью развития кабардинской литературы. Ее высокая теоретическая подготовка, компетентность, языковая включенность в предмет исследования позволяют говорить о ней как о прекрасном исследователе, а вышедшие книги дают надежду, что ее новые научные свершения будут еще значительнее.

Марина Битокова

Источник: http://goryankakbr.ru/node/1402