На прошлой неделе главный оператор ГТРК Аслан Мамхегов отметил семидесятилетие. От имени коллектива нашей газеты и от себя лично хочу пожелать юбиляру крепкого здоровья, долгих лет жизни и успехов во всех начинаниях.
«Человек непростой судьбы» – писали о таких, как он, в советских газетах. И всё же обстоятельства его не сломили. Мамхегов сумел сохранить самое главное – глубокую внутреннюю порядочность и верность выбранному делу. Благодаря врождённому таланту и трудолюбию он стал высококлассным оператором. Аслан Айсаевич чувствует композицию как настоящий художник и всегда может дать дельный совет. Много лет назад я работал в его группе и знаю, о чём говорю. Оператором я, как видите, не стал, но Аслану благодарен за многое. По большому счёту это он научил меня серьёзно относиться к своей работе.
Мамхегов пришёл на студию совсем молодым человеком и сразу влюбился в свою профессию. В то время операторы снимали кинокамерами, и это во многом усложняло задачу. Плёнка выдавалась по лимиту, и работать по принципу, что «вижу, то и пою» было невозможно. Кинооператоры напоминали охотников и не позволяли себе случайных выстрелов. Кроме того, всегда был риск привезти брак. Это сейчас мониторы и видоискатели позволяют контролировать качество картинки. В то время просмотреть отснятый материал можно было, только проявив плёнку. Одним словом, Аслан Айсаевич прошёл хорошую школу и старался сделать из нас профессионалов, за которых не придётся краснеть. Он внимательно просматривал отснятые нами сюжеты и, честно говоря, чаще ругал, чем хвалил. «В кадре не должно быть ничего лишнего», – постоянно напоминал главный оператор. Розетки и выключатели, облезлые стены и фонарные столбы, случайные люди и электрические провода… Такого Мамхегов не прощал, а попасть к нему «на ковёр» никому не хотелось.
Не знаю, как в других подразделениях, но в операторской группе был железный порядок. Опоздание на работу считалось серьёзным проступком, а брак по композиции или по свету приравнивался к государственному преступлению. При этом мы всегда могли обратиться к «Айсаичу» с личной просьбой и не боялись получить от ворот поворот. Помню, он мне очень помог, когда я уехал учиться в Ставрополь и остался без денег.
У Аслана Мамхегова медальный профиль. Он напоминает римского патриция или пожилого матадора. Однако за этой брутальной внешностью можно без труда разглядеть тонкого человека, прекрасно разбирающегося в поэзии, живописи и серьёзной литературе. Стены его кабинета увешаны картинами, а на столе всегда лежит какая-нибудь интересная книжка. Возможно, именно поэтому многие подчинённые Мамхегова – настоящие лирики. Впрочем, в этой профессии по-другому просто нельзя…
А ещё Аслан Айсаевич – изумительный рассказчик. В этом деле ему нет равных. Любую, даже самую незамысловатую историю он преподнесёт так, что от смеха можно надорвать живот. Порой его сюжеты сюрреалистичны. Они приобретают характер гротеска, но от этого только выигрывают. Работая на телевидении, я, например, узнал о себе много нового. Чего стоит история о том, как «Битиров, усевшись верхом на камеру, съехал по ступенькам администрации Баксанского района»… И тут даже не важно, как всё было на самом деле. Главное, что байки главного оператора имеют психотерапевтический характер. Они поднимают настроение и помогают расслабиться после утомительного рабочего дня.
До прихода на телевидение Аслан Айсаевич работал санитаром в сумасшедшем доме. Пациенты испытывали к нему сложные чувства. С одной стороны, Мамхегова любили. Он носил больным домашнюю еду, но в случае чего спуску своим подопечным не давал. Его рассказы о психоневрологическом диспансере чем-то напоминают «Полёт над гнездом кукушки». Думаю, некоторые сюжеты запросто могли бы стать основой для серьёзного полнометражного кинофильма.
Заголовок этой статьи не имеет иронического оттенка. Жизнь Аслана Мамхегова действительно помотала. Достаточно сказать, что уже в раннем детстве его чуть не убила лошадь. Дальше – больше…
Помните у Бродского? «Я входил вместо дикого зверя в клетку. Выжигал свой срок и кликуху гвоздём в бараке. Жил у моря, играл в рулетку, обедал, чёрт знает с кем, во фраке…» не стану лукавить, во фраке Мамхегова мне видеть пока не довелось. В тюрьме он, к счастью, тоже не сидел, а вот что касается клетки – это как раз о нём. В молодости Мамхегов на спор зашёл в вольер к медведице и угостил её вафлями производства местной кондитерской фабрики. Последствия могли быть самыми неожиданными, но как ни странно, продукция советского пищепрома пришлась зверю по вкусу. Слопав лакомство, медведица решила, что хороший гость – это подарок судьбы, и попыталась остановить его лапой. В результате Мамхегов остался без рубашки. Эта история может показаться фантастической, но я знаю людей, которые были её очевидцами.
Иногда мне кажется, что Аслан знает язык животных. Иначе как объяснить, что они понимают его с полуслова. Примером может служить история, которая произошла много лет назад. Съёмочная группа приехала на кошару. Чабаны, разумеется, накрыли стол. В те времена люди были гостеприимны и относились к журналистам с большим уважением. Все, кроме Аслана, выпили, и один из пастухов начал хвастать своей собакой. Дескать, чужого она к себе ни за что не подпустит. Недалеко на привязи сидел огромный «кавказец» и внимательно наблюдал за происходящим. По недоброму взгляду было видно, что его хозяин прав: чужие здесь действительно не ходят. В какой-то момент одному из спутников Мамхегова ударил в голову хмель или ему просто надоело слушать об особенностях кавказских овчарок. Подвыпивший корреспондент расправил узкие плечи и заявил: «Подумаешь, собака… Наш Аслан ещё и не таких приручал». Чабан, естественно, удивился. «Собака – зверь, – говорит, – и подходить к ней близко я бы никому не посоветовал». В общем, побились об заклад. Мамхегов взяв со стола кусок мяса и пошёл знакомиться с овчаркой. Пёс насторожился и натянул поводок. Аслан присел на корточки на безопасном расстоянии и стал ему что-то говорить. Собака лаяла и рвалась с поводка, но постепенно успокоилась. Мамхегов придвинулся ближе. «Кавказец» наклонил голову и стал внимательно слушать. Оператор приблизился на расстояние вытянутой руки и потрепал его по холке. Пёс высунул язык и завилял хвостом. Пастух за столом сжал кулаки и позеленел от злости, но Аслан, видимо, решил добить его окончательно. Он положил в рот кусок мяса и придвинулся к собаке вплотную. Гроза окрестных волков аккуратно, одними губами, взял у Мамхегова еду и улёгся у его ног. Чабан молча встал из-за стола и начал заряжать ружьё. Он хотел пристрелить собаку, но, к счастью, все остались живы. Съёмочная группа выиграла спор и вернулась домой, прихватив с собой жирного барана.
А теперь, посудите сами, разве это не мистика? Хорошо обученный пёс, загрызший ни одного матёрого волка, ведёт себя в присутствии Аслана, как какой-нибудь пудель или той-терьер. По-моему, здесь есть над чем задуматься…
Во дворе телестудии обитают собаки самых разных расцветок, пород и размеров. Некоторые переселились сюда с окрестных дач. Не удивлюсь, если животные рассказывают друг другу о райском уголке, где всегда накормят, приласкают, а в случае чего и подлечат. Аслан Айсаевич любит собак, и они это, конечно, чувствуют…
Эдуард БИТИРОВ,
http://www.kbpravda.ru/node/11876