Республике необходим хор

Иногда утрата явления, имеющего общественное значение, воспринимается как личная потеря. Хор Гостелерадио Кабардино-Балкарии был ликвидирован в 1998 году на стадии перехода страны к рыночным отношениям.
Думая об этом печальном факте, я испытываю чувство вины, поскольку в период, когда решался вопрос быть или не быть хору, я занимал должность главного редактора республиканского радио и, видимо, не всё возможное было сделано мною и моими коллегами для положительного решения вопроса.
Культурная общественность Кабардино-Балкарии ратовала за сохранение творческого коллектива, были обращения в правительство и другие инстанции, но, в конце концов, все смирились со сложившейся ситуацией, поскольку Всероссийская государственная телерадиокомпания прекратила финансировать содержание хора, а у республики на это не было средств.
Но ведь по Конституции государство, несмотря ни на какие переходные трудности, обязано обеспечивать необходимые условия для развития культуры, одним из элементов которой является хоровое искусство.
Полезные уроки
Государственный хор, так легко вычеркнутый из культурного процесса, происходящего в КБР, имеет такое богатое прошлое, которое способно дать уроки настоящему и будущему нашей музыкальной культуры. Прежде всего это касается тщательного отбора песенного репертуара и профессионального подхода к созданию произведений этого жанра.
К середине 30-х годов двадцатого века сама жизнь выдвинула на повестку дня вопрос об организации национального профессионального хора. Уже в канун Великой Отечественной войны радиокомитет благодаря хоровому коллективу стал превращаться в центр музыкальной жизни Кабардино-Балкарии.
Торжественное открытие Кабардинского государственного хора состоялось в Нальчике 1 февраля 1939 года. Концерт, который был показан в этот день, стал знаменательным событием в культурной жизни республики. Переполненный зрительный зал горячо рукоплескал не просто хорошим песням и исполнительскому мастерству певцов, но и рождению нового профессионального хорового коллектива. За всю свою многовековую историю кабардинский народ впервые приобщался к профессиональному хоровому пению, что обогащало его вокальную культуру.
Так же торжественно и празднично 3 августа 1940 года состоялось открытие Балкарского государственного хора в зале Дворца пионеров в Нальчике. Слушателям была представлена содержательная и разнообразная по тематике и жанрам концертная программа.
Во второй половине 1940 года хоры были объединены в единый творческий коллектив.
Деяния людей, которые его создавали, требуют уважительного отношения и сохранения в памяти потомков как яркого примера самоотверженного служения искусству. Это прежде всего Александр Покровский, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Он жил в Нальчике в начале 30-х годов, работал педагогом в Ленинском учебном городке, вёл предмет «Основы музыкальной грамоты» для будущих педагогов, обучавшихся в техникуме.
Для становления хора и подготовки его репертуара неустанно и кропотливо работал талантливый композитор Арсений Авраамов. В течение многих лет он собирал музыкальный фольклор народов Кабардино-Балкарии и пришёл к выводу, что на его основе можно создать оригинальные хоровые произведения.
По мнению музыковедов, А. Авраамов сумел найти наиболее приемлемые и доходчивые для широкого круга слушателей формы изложения материала как при обработке старинных народных песен, так и при создании новых произведений. Он увлечённо работал совместно с Али Шогенцуковым, который заведовал тогда литературной частью хора.
По воспоминаниям Хажмусы Мидова, заслуженного деятеля искусств КБР, одного из тех, кто с 30-х годов занимался вопросами национальной культуры, а также Омара Отарова, народного артиста КБАССР, основоположник кабардинской поэзии регулярно проводил с хористами занятия по родному языку. 
Содружество талантливых людей, неутомимых тружеников сыграло неоценимую роль в создании первого национального профессионального хора в Кабардино-Балкарии.
Ностальгия
по худсовету
В соответствии с решением Совета министров КБАССР в 1965 году Кабардино-Балкарский государственный ансамбль песни и пляски был реорганизован. Хоровую группу передали госкомитету по телевидению и радиовещанию, она стала не концертирующим, а записывающим коллективом: песни сдавали в фонд радио.
Если этот фонд сегодня называют золотым в смысле содержания песенного репертуара, хранящегося в нём, то в этом заслуга коллектива хора. Большую кропотливую работу по созданию фонда провели Хасан Секреков, который более 35 лет проработал редактором музыкальных передач радио, и его преемник Хасан Карданов, возглавлявший музыкальную редакцию.
В разные годы художественными руководителями были известные деятели культуры. В последний четвертьвековой период существования коллектива главным дирижёром был заслуженный деятель искусств КБАССР Борис Мизов; художественным руководителем – композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Аслан Дауров; дирижёром-хормейстером – Юрий Силин.
Дом радио, где осуществлял свою деятельность республиканский хор, с начала 50-х до конца 90-х годов являлся центром музыкальной жизни Кабардино-Балкарии. Здесь часто бывал Зарамук Кардангушев, который почти десять лет вёл по радио полюбившуюся слушателям рубрику «Песня и её история» и вместе с хором записывал старинные кабардинские песни.
С артистами хора творческими узами были связаны композиторы Хасан Карданов, Мухадин Балов, Владимир Молов, Джабраил Хаупа, Заур Жириков, композиторы-мелодисты Борис Кабардоков, Данил Согов, Хасанби Шомахов, Фоля Кяров.
В хоре пели артисты, чьё вокальное искусство пользовалось в республике высокой популярностью. Это Хусен Маремуков, Борис Кужев, Валентина Сосмакова, Сергей Беппаев, Зоя Алтуева, Анатолий Отаров, Хазраил Шумахов, Ирина Крымова, Ольга Сокурова. Они становились первыми исполнителями авторских песен.
Но ни одна из этих песен не могла звучать ни по радио, ни по телевидению, ни со сцены без одобрения художественного совета, который выполнял роль строгого творческого ОТК.
Слушая тексты большинства современных песен, невозможно не отметить примитивность текстов и музыки. Исполнитель – и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Наши народы хорошо знали, когда петь, а когда танцевать. Не надо быть специалистом в области музыки, чтобы видеть тенденцию: современный вокал сместился в сторону сплошной кафы. И одной из причин такого перекоса стало прекращение деятельности хора и художественного совета.
В старинных песнях – история народа
Газета «Кавказ» в 1849 г. в рецензии на труд Ш. Ногмова «История адыгейского народа» отмечала, что древние черкесы, не имевшие письменности, сохранили в памяти народа не только события страны, но даже имена мужчин и женщин, заслуживающих своими деяниями уважение или презрение современников.
В этой же публикации народные песни характеризовались как «единственные источники для истории этой части края» (Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа).
Сейчас времена другие, грамотность и образованность народа на высоком уровне, но значение народных песен не утратило актуальности.
Абсолютно прав Мурадин Думанов, известный деятель культуры, организатор вечеров адыгской песни, когда говорит: «Если старинные адыгские песни исчезнут, исчезнет и сам народ. В них история народа, богатство его языка. Нужно записывать их, хранить, чтобы они не были утеряны для будущих поколений. Надо снова вдохнуть в них душу, чтоб исполнялись вживую и были у людей на слуху. Это под силу только хору, который должен быть восстановлен».
В конце девяностых на совещании, где окончательно решалась судьба хора, больше говорили не о том, какие имеются возможности для сохранения коллектива, а подсчитывали, на сколько снижается размер дотации из ВГТРК. Думаю, что вместо этого стоило поинтересоваться, как этот вопрос решается (или решился) в соседних республиках. Например, в Северной Осетии, где хор работает и в настоящее время. В Республике Адыгея действует ансамбль песни и танца «Исламей», который собирает и исполняет старинные песни. Даже в Абхазии с населением всего в сто тысяч человек есть академическая хоровая капелла, в каждом районе имеется хоровой ансамбль.
Эти заметки хотел бы завершить сравнением высокопрофессионального хорового искусства со светом, который несёт людям доброту и животворную силу. Благодарную миссию позитивного воздействия на сознание и души слушателей в течение 60 лет беспрерывно выполнял Кабардино-Балкарский государственный хор.
И спустя более полутора десятилетий после его ликвидации всё ещё не угасает надежда на то, что стремление к культурному развитию народов нашей республики возобладает в кругах общественности и во властных структурах и выполнение этой миссии будет с успехом продолжено.

Мухаб Бжеников, кандидат филологических наук, заслуженный журналист КБР

"Кабардино-Балкарская правда" от 29.01.2016 г.
http://www.kbpravda.ru/node/9475

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

Офицер Росгвардии провела урок Мужества для школьников

Начальник пресс-службы регионального Управления Росгвардии майор полиции Марина Лукожева провела тематический урок «Мы против террора» для учащихся школы № 6 Нарткалы, сообщает пресс-служба ведомства.

Просмотров: 18

Половина россиян за введение запрета на пропаганду чайлдфри в России

Идею о запрете пропаганды чайлдфри в России поддерживает половина жителей страны. К такому выводу пришло агентство «Вебер», которое проанализировало мнения россиян на тему отношения к семейным ценностям и движению чайлдфри.

Просмотров: 14

В Нальчике состоялся премьерный показ правдивого фильма о Второй мировой войне

В Нальчикском Центре культурного развития состоялся премьерный показ документального фильма «Вторая мировая. Ложь западных стран», автором и режиссером которого является Татьяна Борщ, сообщил корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».

Просмотров: 31

В Чегемском районе установлена мемориальная плита в память о подвиге сотрудников органов внутренних дел

Глава КБР Казбек Коков принял участие в открытии мемориальной композиции Чегемском районе и оставил запись в своем телеграм-канале.

Просмотров: 24

Северный Кавказ: новые геостратегические возможности

Свыше 20 сотрудников и студентов КБГУ им. Х. М. Бербекова стали участниками Международного форума «Северный Кавказ: новые геостратегические возможности», который прошел в Пятигорске и Железноводске, сообщает пресс-служба вуза.

Просмотров: 15